Вторник, 17 февраля, 2026

Первый градостроитель Николаева — Михаил Фалеев

Каждая историческая эпоха уважает своих героев и забывает старых. Часто потомки бывают неблагодарными, либо видят в поступках предшественников неверные мотивы. А иногда случается, что по действиям одного оценивают все поколения. Сегодня мы расскажем о человеке, который стоял у истоков легендарной николаевской верфи, чью память пытались осквернить, а достижениями пренебречь. Больше на mykolaiv-yes.com.ua.

Первый николаевский гражданин

В некоторых источниках Михаил Леонтьевич Фалеев упоминается как бывший купец из Кременчуга. И хотя по официальным данным, он родился в Курске около 1730 года, его приписывали к кременчугской купеческой гильдии. Историки отмечают, что в Кременчуге он прожил много лет.

Другие источники свидетельствуют, что видный государственный деятель родился в современном Кропивницком, который в 18 веке назывался Елисаветград, а в 20 — Кировоград. Итак, полагаясь на разные версии, можем уверенно заключить: в любом случае Михаил Фалеев прожил в Украине много лет и правил добрые дела. Особенно это касается ситуации с крепостными. Но об этом позже.

Так кем же был Михаил Фалеев?

Выдающийся николаевский историк и писатель прошлого Григорий Ге вспоминает его в своем очерке как «первого николаевского гражданина».

Без сомнения, Михаил Леонтович был незаурядной личностью, способной на достойные поступки и дела. Его, так сказать, «шеф» князь Потемкин, как известно, был амбициозным и изобретательным человеком. Фалеев осуществил подавляющее большинство проектов и замыслов Григория Александровича, которые иногда казались даже фантастическими.

Купец, а впоследствии промышленник, владелец кораблей и фабрик Михаил Фалеев принадлежал к другому социальному слою, чем Потемкин. Но князь Григорий Александрович разглядел в своем новом знакомом неординарную личность, умного и талантливого человека.

Некоторые из историков в своих исследованиях уверяют, что Фалеев был одним из самых мудрых соратников Григория Потемкина.

Утопическая фантазия стала реальностью

Главным поставщиком южной потемкинской армии во время русско-турецкой войны в 1768-1774 годах был, конечно, М. Фалеев. Некоторые источники указывают, что однажды Потемкин спросил Фалеева, в состоянии ли тот расчистить пороги Днепра для проведения грузов с верховья в Херсон. Князю было интересно, по силам ли его «лучшему сотруднику» реализовать такую дерзкую выдумку. В свою очередь Михаил Леонтьевич, как опытный купец, понимал – это маловероятно. Но если бы это стало реальностью, то торговые и стратегические потребности государства были бы вполне удовлетворены.

Итак, он отважился. В 1779 году этот энтузиаст и мечтатель в душе организовал процесс расчистки самого опасного участка Днепра, который назывался Ненасытецкий порог. Фалеев начал это мероприятие исключительно за собственные средства. И никому не известно, как много он потратил на смирение бурной стихии и мечту построить обводные каналы со шлюзами вокруг порогов.

Невероятный труд оправдал себя лишь отчасти. И, хотя торговый путь по Днепру от Киева до Черного моря не приобрел желаемого масштаба того времени, Фалеев таки смог поразить Потемкина. В результате в 1783 году из Брянска в Херсон добралась барка с железом. Чуть позже приплыла еще одна. На этот раз уже с провиантом. Восторгу князя не было предела. Подобного усердия и упорства он не видел ни в одном из своих подчиненных. В конце концов Потемкин понимал, сколько общего в его характере и характере Михаила Леонтьевича.

После удачного предприятия Фалеев был награжден золотой медалью. С этого времени он получил дворянский титул и стал правой рукой Григория Александровича.

Суперзвезда южного судостроения

Михаил Фалеев, благодаря собственному уму и деловой хватке, активно двигался по карьерной лестнице. После гражданского чина он получил военный чин. С 1781 по 1785 он профессионально вырос с майора до подполковника. Не прекращал он и купеческую деятельность. Действительно, его активности и предприимчивости можно было только удивляться. Представьте, сколько завистников было у Фалеева среди других потемкинских исполнителей!

Михаил Леонтович – первый главный инвестор военного судостроения во время господства Российской империи. Благодаря его заслугам, в селе Каменка была организована первая лоцманская община, которой руководить поручили именно ему.

В 1787 году подполковник Кинбурнского драгунского полка получил патент полковника и должность наблюдателя за пропуском через крутые днепровские пороги.

Потемкин не ошибся. Он всегда чувствовал, кто есть кто. Полковник Фалеев полностью оправдал доверие князя и добросовестно работал. Конечно, его состояние росло вместе с его новыми назначениями. Однако талантливый предприниматель и организатор открывал перед государством все новые возможности и уверенно опередил многих своих современников. Лоцманская организация становилась крепче. При новом руководителе наблюдения на водомерном посту стали систематическими и подробно фиксировались в специальной книге. В XXI веке этот пост представлял собой древнейшую гидрологическую реликвию Украины и Европы.

Во всем, что было поручено Фалееву, был порядок.

Дело всей жизни

Лично автору очень не нравится термин «генерал-губернатор Новороссии», однако из песни слов не выкинешь. Именно этот статус получил Михаил Фалеев, делом жизни которого стало строительство желанного им и Потемкиным Николаева.

Переписка этих двух государственных деятелей по поводу строительства верфи составляет целые многотомники в архивах Николаева, Херсона и Петербурга. В 1788 Михаил Фалеев решил, что устье Ингула удобнее, чем Херсон, в плане судостроения. Соратник Потёмкина первым прибыл на территорию современного Николаева, чтобы лично выбрать место для будущего города. Впоследствии здесь появился старейший николаевский судостроительный завод, производивший боевые корабли. Здесь родилась верфь – центр Черноморских портов и флота.

29 августа 1789 Михаил Леонтьевич получил ордер от Потемкина о том, что новый город отныне имеет официальное название — Николаев. В тот момент князь находился в Новых Дубоссарах, где располагался его штаб.

Современники Фалеева, которые вместе с ним осматривали новый город, отмечали отличное качество питьевой воды, прекрасные зеленые насаждения и большое количество новых построек. Они были либо уже построены, либо в конечной стадии строительства.

Легендарная николаевская верфь — лебединая песня Фалеева, вершина его славной жизни. В первые годы с начала основания город разрастался, распространялся по улицам и переулкам, множился общественными и частными зданиями, лавками и магазинами.

Фалеев поселился в Николаеве с самого начала и больше его не покидал. Он подарил этому городу всю свою душу.

После того как в 1790 году сошел на воду первый корабль николаевской верфи, Потемкин представил Фалеева к званию адмиралтейского обер-кригс-комиссара. С тех пор последний заведовал всеми финансами по судостроительству Черноморского флота. Ни один офицер не получал такого звания ни раньше, ни позже. 

Кроме служебных отношений, Фалеева и Потемкина связывала проверенная годами дружба и уважение. Некоторые исследователи даже приводят в виде примера то, что в семье Фалеева воспитывалась дочь светлейшего князя, которой Михаил Леонтьевич даже назначил приданое — 10 тысяч рублей.

Нет никаких сомнений, что Фалеев очень тяжело пережил смерть своего покровителя и друга. Михаил Леонтьевич стал вынужденным свидетелем того, как светлейший князь ушел из жизни по дороге из Ясс в Николаев, прямо посреди степи. Князь мечтал быть захороненным в городе своей мечты, но не суждено было. Потемкина похоронили в Херсоне, который он терпеть не мог.

Фалеев пережил своего патрона всего на год. Ему было не больше пятидесяти лет, так как точной даты его рождения историкам не известно.

Свое состояние он оставил городу и некоторым родственникам, которых было совсем немного, а также друзьям и коллегам. Согласно последней воле Фалеева, были освобождены от крепостничества все его крестьяне. Можно сказать, что он стал предтечей глобального антикрепостнического движения, которое началось 80 лет после его смерти. Также по воле Михаила Леонтьевича были прощены все его должники.

Преступная неблагодарность потомков

В 1936 году представители НКВД осквернили склеп великого гражданина Николаева. Лица, не способные дать этому миру ничего, кроме разрушения, репрессий и смерти, в документах с презрением называли Михаила Фалеева «царским сатрапом». После разоблачения могилы первого градостроителя воры при официальных должностях похитили его многочисленные награды, уничтожили офицерские атрибуты, а место последнего упокоения сравняли с землей. Гроб перезахоронили в семейном склепе Аркасов.

Однако память о выдающемся первостроителе Николаева была возрождена николаевскими историками: написаны книги, обнародованы архивные документы и т.д.

Времена меняются. Изменяется отношение к героям прошлых эпох. Однако, пока мы будем помнить и уважать свою подлинную историю, будем достойны лучшего будущего.

.......