Князь Григорий Потемкин любил Николаев больше всего. Он мечтал постоянно жить и умереть только здесь. Относиться к главному основателю Николаева можно по-разному. Мы не будем рыться в личной жизни Григория Александровича и анализировать черты его характера. Он нас интересует, как историческая фигура, как человек, мечтавший о развитии Николаева и внесший значительный вклад в историю Юга Украины. Больше на mykolaiv-yes.com.ua.
О чем мечтал Потемкин

После того, как началась война с Россией, не заведено петь оды полководцам, царям и всем, кто хоть косвенно принадлежит к тем режимам, которые там царили даже когда-то давно. Но закрыть глаза и объективно не видеть отдельных заслуг некоторых деятелей прошлого просто нельзя. Нельзя вычеркнуть строки из страниц истории просто так. Именно поэтому сегодня в статье говорится о главном основателе Николаева — Светлейшем князе Григории Александровиче Потемкине.
Князь Потемкин был выдающейся незаурядной личностью. Во времена советщины было принято пренебрежительно относиться к заслугам деятелей царской эпохи. А вот, например, представителям коммунистического режима, конечно, уделяли много внимания. К счастью, после распада СССР ситуация начала меняться, вернулся интерес, в частности, николаевцев к действительно выдающимся историческим личностям.

Григорий Потёмкин родился в 1739 году, 24 сентября. Его современники рассказывали, что князь был совершенно влюблен в Николаев. Для него это было самое лучшее место на земле. Нигде ему не было так уютно и счастливо, как в живописном городе, омываемом теплыми водами Южного Буга. Но у него не было возможности полноценно поселиться здесь, ведь государственные дела не отпускали его. Он пытался сделать все возможное, чтобы Николаев рос и развивался. Князь Иван Долгорукий был уверен: если бы Григорий Александрович пожил дольше, то Николаев был бы больше по масштабу, чем Москва. Также Долгорукий вспоминал, что Потемкин любил разводить сады. Посреди сада в доме князя была купальня из диких камней, стоящая на восьми столбах. В хрустальную воду можно было зайти по лестнице.
Строительство верфи
Конечно, первое, о чем николаевцы думают, вспоминая Потемкина, это большая легендарная верфь.
В 1788 году князь понял, что он совершенно правильно выбрал место для новой верфи, ведь она надежно защищена от вражеских кораблей. 21 июля того же года князь выписал Михаилу Фалееву ордер на дальнейшее строительство. В документе давалось предписание о необходимости изготовления эллинга для строительства по готовому рисунку двух кораблей на 56 опушек. 23 августа (старый стиль) Фалеев ответил в обратном письме, что подрядчики получили задание и работа уже идет. Спустя год вышел новый документ на строительство самого города. Следовательно, судостроительный завод, который в те далекие времена назывался Николаевским адмиралтейством, можно назвать градообразующим предприятием. Первым фрегатом верфи стал «Святой Николай».
«Хочу умереть в Николаеве»

Первые 70 лет существования завода были периодом подлинного расцвета. Верфь действительно расцветала и работала вовсю. Именно здесь строились парусные линейные корабли. Весь Черноморский флот XVIII-XIX веков был построен на николаевских эллингах. Стараниями князя Григория Потемкина, его детище, его желанный Николаев, строился, согласно четкому плану. Кроме развития судостроительной отрасли уделялось внимание также благоустройству города. Тогда создавались красивые архитектурные сооружения, живописные парки, открывались общественные учреждения. По замыслу главного основателя, Николаев должен был стать настоящей жемчужиной южного Причерноморья.
Потемкин хотел после своей смерти навсегда остаться в городе своих мечтаний. Он терпеть не мог Херсон, который тоже сам и основал. Но судьба сыграла злую шутку с князем.
…Потемкин знал, что тяжело болен. Он пытался добраться до Николаева, но не доехал и умер в пути на территории современной Молдавии в 1791 году. Он не успел реализовать многие свои проекты по дальнейшему развитию Николаева. По непонятным причинам его похоронили именно в Херсоне, который он, как говорят исследователи, называл гробом.
Его дело в городе продолжил Михаил Фалеев. Но ненадолго, ведь через год после смерти Потемкина умер и он.